EnglishGermanRussian

Морские термины

При прокручивании страницы вниз, с левой стороны появится удобный алфавитный указатель.

А

АВАРИЙНОЕ СНАБЖЕНИЕ — совокупность предметов снабжения судна, предназначенных для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем при авариях от повреждений или износа. К А. с. относятся аварийный инвентарь, переносные водоотливные средства, инструмент, материалы.
АХТЕРПИК — крайний кормовой отсек судна, простирающийся от ахтерштевня. От остальных помещений отделен поперечной (ахтерпиковой) переборкой.
АХТЕРШТЕВЕНЬ — нижняя кормовая часть набора судна в виде жесткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкается вертикальный киль, бортовая обшивка и набор.

Б

БАК — носовая часть верхней палубы, идущая от фор-штевня до фок-мачты или носовой надстройки.
БАКШТАГ — 1. Курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет более 90° и менее 180°. Б. называют полным, если указанный угол превышает 135°, и крутым, если он менее 135°. 2. Снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту с кормы и бортов.
БАЛКА — конструктивный элемент в виде бруса для восприятия главным образом изгибающих усилий. В наборе корпуса судна входят Б.: киль, стрингера, карлингсы, бимсы и др., обеспечивающие продольную и поперечную прочность судна.
БАЛЛАСТ — груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой осадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный Б. В качестве переменного Б. обычно используют воду (жидкий Б.), а постоянного — чугунные, или свинцовые чушки, смесь цемента с чугунной дробью.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ — такелаж: (снасти), находящийся в движении и предназначенный для подъема и спуска парусов, грузов, сигналов, а также для обслуживания и изменения положения частей рангоута.
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ — сохранность человеческих жизней и имущества на море, обеспечивается системой национальных и международных мер технического, организационного, социального и правового характера.
БЕЙДЕВИНД — курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет менее 90°. Б. называют крутым, если указанный угол менее 60°, и полным, если он равен 60-80°.
БИЗАНЬ — парус на бизань-мачте.
БИЗАНЬ-МАЧТА — кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых судах, если она ниже передней.
БИМС — балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы.
БИТЕНГ — прочно соединенная с основным набором чугунная или стальная полая тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов.
БЛОК — часть простейшего подъемного приспособления (а также само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи.
БОРТ — боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, или транца, а по высоте от днища до верхней палубы.
БОРТОВЫЕ ОГНИ — отличительные огни, огни обозначающие борт судна. Зеленый огонь установлен на правом борту, а красный — на левом. Каждый из них освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° прямо по носу (по 22,5° позади траверза соответствующего борта).
БОУТ — деталь паруса, усиливающая накладка из парусной ткани, пришиваемая в наиболее нагруженном месте, подверженном растяжению или истиранию (углы парусов, места крепления снастей для взятия рифов и т.п.). Б. распределяет усилие на значительную площадь паруса.
БРАС — снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении.
БРИДЕЛЬ — якорная цепь, прикрепленная коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым концом — к рейдовой швартовной бочке. Ходовой конец может лежать на грунте и соединяться буйрепом (стальным, реже растительным, тросом) с плавучестью на конце. С помощью буйрепа ходовой конец подают на судно и берут на стопор.
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ — специальный легкий трос с небольшим грузом на конце в виде парусинового мешочка с песком (легость). Служит для подачи швартовов. Б. к. набирают в руки в виде небольших бухт и бросают в сторону причала (или на палубу другого судна). Перед тем как бросить Б. к. его закрепляют за швартовный трос.
БРОЧИНГ — явление полной потери управляемости при движении судна на попутных волнах, когда подхваченное догоняющей волной, оно начинает двигаться со скоростью волны на ее переднем склоне и стремится развернуться к ней лагом. Когда Б. заканчивается полным разворотом судна, его крен может достичь опасных пределов.
БУЙ — плавающий знак навигационной обстановки, предназначен для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах.
БУЛИНЬ — тонкий растительный или синтетический трос, вшитый внутрь шкаторины паруса и служит для регулирования ее длины и тем самым — профиля паруса.
БУХТА — небольшой залив, обособленный от моря мысами или островами и обладающий специфическим гидрометеорологическим режимом.
БУХТА троса — 1, Трос или снасть, свернутые кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в форме полого цилиндра.
БУШПРИТ — горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выступающее вперед с носа судна и служащее для крепления галсовых углов стакселя и кливеров.

В

ВАНТЫ — снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту или стеньги с бортов судна.
ВАТЕРЛИНИЯ — линия соприкосновения поверхности тихой воды с корпусом плавающего судна.
ВАХТА — вид дежурства на судах, обеспечивающий их плавание, безопасность, живучесть. В. требует повышенного внимания и бдительности, безотлучного нахождения на рабочем месте, и поэтому ее несут по сменам, продолжительность которых 2-4 ч. Состав смены определяется судовым расписанием. В типовую смену В. входят вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенные специалисты (рулевые, машинисты, радисты и т. д.).
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ — судна, количество воды, вытесненной плавающим судном. Измеряется в единицах объема (объемное В.) или массы (массовое В.). Объемное В. численно равняется объему подводной части корпуса судна ниже ватерлинии, включая выступающие части (рули, винты, кронштейны и т. п.), массовое В. — массе всего судна и находящихся на нем грузов, включая судовые запасы, твердый и жидкий балласт.
ВОДООТЛИВНЫЕ СРЕДСТВА — судовые, системы и устройства, предназначенные для удаления из отсеков судна забортной воды при аварии.
ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ МОМЕНТ — момент, образуемый парой сил (тяжести и поддержания), равных по величине и противоположных по направлению, при равнообъемном наклонении судна в поперечной либо продольной плоскости. В. м. противоположен по направлению соответственно кренящему и дифферентующему моментам и равен им по абсолютной величине при равновесии судна.
ВСТРЕЧНОЕ СУДНО — термин МППСС-72, обозначающий судно, которое идет навстречу прямо или почти прямо по курсу; ночью в створе или почти в створе видны его топовые огни и оба бортовых огня.
ВЫБЕГ — путь, проходимый судном с момента отдачи команды о реверсе движителей до полной остановки судна. Является показателем маневренных качеств судна.
ВЫБИРАТЬСЯ НА ВЕТЕР — направлять движение судна к линии направления действия ветра.
ВЫРЕЗЫ — в корпусных конструкциях, различают по форме и размерам отверстия в корпусных конструкциях судна, предназначенные для образования проходов, вентиляции, протока воды, а также для пропуска через них различных труб, кабелей, балок набора и т.п.

Г

ГАЛС — 1. Курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, то говорят, что судно идет левым галсом, если в правый-то правым. Сделать Г. — пройти одним галсом не поворачивая. Лечь на другой Г., переменить Г. — повернуть судно таким образом, чтобы ветер, не изменяя направления, стал дуть в другой борт. Идти галсами — см.Лавировка. Контр-Г. — короткий, обычно невыгодный Г. при лавировке, при котором судно не приближается к цели, но вынуждено сделать его, чтобы подняться прямо против ветра. 2. Снасть или тали, с помощью которых удерживается на месте нижний наветренный угол паруса — галсовый угол. В зависимости от того, к какому парусу прикреплен Г., он получает соответственное наименование: стаксель-Г., грота-Г.
ГАЛФВИНД — курс парусного судна относительно ветра, когда угол между ДП судна и направлением ветра составляет 90°. Про судно, идущее в Г., говорят, что оно идет в полветра.
ГАЛЬЮН — туалет на судне.
ГАРДАМАН — платан, кожаная или парусиновая перчатка без пальцев с круглой металлической пластиной, расположенной на ладони ближе к большому пальцу и имеющей маленькие углубления. Г. заменяет наперсток при парусных работах.
ГЕЛЬМПОРТ — вырез в днищевой части кормы или ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над Г. обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.
ГИК — горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся одним концом — пяткой в мачту и имеющее на ней вертлюг. Служит для растягивания нижней шкаторины косого паруса-грота, фока или бизани. Соотв. Г. получает доп. наименование: грота-гик, фока-гик и т. п. Г. оснащается гика-шкотом, с помощью которого парус устанавливается под нужным углом относительно ветра, Г.-топенантом, поддерживающим Г. на необходимом уровне над палубой, оттяжкой Г., препятствующей задиранию нока Г. вверх при полных курсах, и завал-талями, которые основывают (заводят) между Г. и прочной оковкой на баке яхты на курсе фордевинд, для того чтобы предотвратить самопроизвольный поворот на др. галс. Кроме того, на Г. имеются снасти для растяжения нижней шкаторины паруса и взятия рифов.
ГОРН — сигнальный, медная труба или рожок для подачи звуковых сигналов.
ГРОТ — прямой, самый нижний парус на грот-мачте парусника с прямым парусным вооружением (верх, шкаториной крепится к грота-рею) или косой парус, поднимаемый на грот-мачте судна с косым вооружением. Слово Г. или грота- прибавляют к наименованию рангоута, такелажа и парусов для обозначения их принадлежности к грот-мачте.
ГРОТ-МАЧТА — вторая от носа и последующие, кроме кормовой, мачты на многомачтовом парусном судне (напр., шхуне, баркентине, средняя мачта на 3-х мачтовом судне, более высокая — на 2-х мачтовом. Если на судне только одна мачта, она называется Г.-м.

Д

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ — судна, наибольшее расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и смазочного масла. Определяется назначением судна.
ДАТЧИКИ И СИГНАЛИЗАТОРЫ — судовые, преобразователи контролируемых величин (как правило, неэлектрических) в сигналы, удобные для передачи и дальнейшего использования в информац.-измер. или управляющих системах судна.
ДВИГАТЕЛЬ — судовой, двигатель, преобразующий на судне к.-л. вид энергии в механическую работу.
ДВИЖИТЕЛЬ — судовой, устройство для преобразования работы энергетической установки судна или внешнего источника энергии в полезную тягу, обеспечивающего его поступательное движение (преодоление сил сопротивления движению судна).
ДЕВИАЦИЯ — магнитного компаса, отклонение чувствительного элемента компаса от направления магнитного меридиана под действием магнитного поля судна.
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ — общее название некоторых элементов оборудования судна. К Д. В. относятся иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, леерные и тентовые стойки, кронштейны, петли, ручки, задрайки, крючки, дверные буферы, талрепы, скобы, коуши, люверсы, храпцы, и пр.
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ — (ДП) судна, вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
ДИФФЕРЕНТ — судна, наклон судна в продольной плоскости (вокруг поперечной оси, проходящей через ЦТ площади ватерлинии).
ДИФФЕРЕНТУЮЩИЙ МОМЕНТ — момент внешних сил, вызывающих дифферент судна. Причинами Д. м. являются: действие волн, затопление носового или кормового отсеков судна, несимметричность загрузки относительно поперечной оси, проходящей через ЦТ площади ватерлинии.
ДНИЩЕ — судна, нижняя горизонтальная или почти горизонтальная часть корпуса судна, включающая наружную обшивку, подкрепляющие ее поперечные (флоры) и продольные (стрингера, киль) днищевые балки, а на многих судах и опирающийся на эти балки настил — второе дно.
ДОКОВАНИЕ — совокупность операций и мероприятий, обеспечивающих подъем судна из воды для освидетельствования или ремонта подводной части судна.

Ж

ЖИВУЧЕСТЬ — судна, способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств, подготовленностью экипажа.

З

ЗАЗЕМЛЕНИЕ — на судах, меры по защите судового радио- и электрооборудования и обслуживающего персонала от воздействия тока высокого напряжения.
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ — сигналы, передаваемые звуковыми сигнальными средствами с судов или знаков навигационной обстановки.
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — устройства для подачи звуковых сигналов с судов и знаков навигационной обстановки. Звуковые сигналы с судов подают свистком -любым звукосигнальным устройством, способным подавать предписанные правилами звуки (тифон, сирена или свисток). Основная частота сигнала находится в пределах 70-700 Гц.
ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ — ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасного плавания судов. Устанавливаются на берегу (маяки, створные знаки) и на воде (плавучие маяки, буи, бакены, вехи).
ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ — запретное для плавания пространство моря вокруг создаваемых на континентальном шельфе или в открытом море сооружений (буровых платформ), необходимых для разведки и разработки его месторождений полезных ископаемых, а также система звуковых, световых и иных предупреждающих об опасности сигналов.
ЗЫБЬ — свободные гравитационные волны, образующиеся из ветровых волн после ослабления или изменения направления ветра либо пришедшие из соседнего района моря, подверженного действию ветра. При полном безветрии 3. называется мертвой. Волны 3. обычно длинные и пологие; высота может достигать 10- 15м, длина — до 300-400 м. период-до 15-30 с.

И

ИЛЛЮМИНАТОР — застекленное отверстие в бортах, надстройках, верхней палубе судна. Глухой (не открывающийся) И. служит для доступа во внутренние помещения естественного света, створчатый (открывающийся) — света и свежего воздуха.

К

КАБЕЛЬ — судовой, один или несколько изолированных электрических проводников, заключенных в одну общую оболочку.
КАБЕЛЬТОВ — внесистемная единица длины, применяемая в навигации для измерения сравнительно небольших расстояний, равная 0,1 мили (или 185,2м).
КАМБУЗ — судовая кухня.
КАНИФАС-БЛОК — блок с откидной щекой, дает возможность изменять направление тяги без переоснастки троса.
КАПИТАН ПОРТА — должностное лицо, осуществляющее надзор за безопасностью мореплавания, порядком в порту, сертификацией лиц командного состава судов, а также выполняющее другие функции, связанные с безопасностью судов.
КАПИТАН СУДНА — должностное лицо, возглавляющее экипаж судна и ответственное за его действия, имеющее судоводительское образование. К. с. отвечает за управление судном, обеспечение безопасности плавания, поддержания порядка на судне, предотвращение всякого вреда судну, людям и грузам. Распоряжения К. с. в пределах его полномочий обязательны для всех лиц, находящихся на судне.
КАРЛИНГС — продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна.
КАЮТА — судовое жилое помещение.
КИЛЬ — основная продольная днищевая балка в ДП судна, являющаяся основой набора судна.
КИЛЬВАТЕР — строй судов идущих друг за другом в одной линии с одинаковым расстоянием между ними. Идти в кильватер — значит идти вслед за впереди идущим судном.
КИЛЬСОН — продольная составная тавровая или профильная балка в одинарном дне корпуса судна.
КИНГСТОН — запорное устройство на приемном трубопроводе забортной воды.
КИПОВАЯ ПЛАНКА — деталь швартовного устройства для пропуска швартовного троса.
КИСА — мешок для хранения парусов.
КЛАСС СУДНА — разряд, к которому относится судно согласно правилам классификации и постройки того или иного классификационного общества. Присваивается, возобновляется или восстанавливается на определенный классификационным обществом срок с выдачей классификационного свидетельства, в котором удостоверяется, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.
КЛИВЕР — косой треугольный парус, который ставится впереди стакселя.
КЛЮЗ — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борте, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания каната (цепи) и уменьшения его перетирания.
КНЕХТ — деталь швартовного устройства в виде парных чугунных тумб, стоящих на общем фундаменте, прикрепленном к палубным бимсам судна. Швартовы накладываются восьмерками.
КНИЦА — треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флора-ми, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т. п.). К. выполняются из материала корпуса.
КНОП — 1. Специальный узел (утолщение) на коренном конце растительного троса (на стальных тросах не заделывается) для его удержания или закрепления. 2. Деталь в конструкции корпуса деревянного судна, соединяющая форштевень с килем.
КОКПИТ — углубление в палубе на малом судне для размещения экипажа при управлении судном.
КОЛОКОЛ СУДОВОЙ — металлическое устройство для подачи звуковых сигналов на судне. Состоит из корпуса, языка и рынды-булиня — короткого троса с кнопом на конце.
КОМИНГС — вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и др. вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог).
КОМПАС — магнитный, навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля. Предназначен для непрерывного указания в море компасного курса судна и для определения компасных направлений или курсовых углов на различные предметы и небесные светила.
КОНЕЦ — 1. Снасть небольшой длины на судне. 2. Собственно конец любой судовой снасти. Различают коренной К. (закрепленный неподвижно) и ходовой (незакрепленный) К. Подать К. — значит перебросить его на причал или другое судно, выбрать К. — значит принять его обратно.
КОРМА — задняя оконечность судна, начинающаяся от ахтерпиковой переборки и заканчивающаяся ахтерштевнем или транцем при его наличии.
КОРМОВОЙ ОГОНЬ — судовой навигационный огонь белого цвета, расположенный близко к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° прямо по корме (67,5° в сторону каждого борта).
КОРПУС СУДНА — основа судна, состоящая из внешней оболочки (наружной обшивки и настила верхней палубы), подкрепленной поперечными и продольными переборками и балками набора (килем, стрингерами, флорами, шпангоутами, бимсами, карлингсами и т. п.). Обладает водонепроницаемостью, обеспечивающей плавучесть судна.
КРАНЕЦ — приспособление, служащее для предотвращения соприкосновения обшивки корпуса с причалом или другим судном при швартовке или буксировке.
КРАСПИЦА — металлическая в виде трубы, или деревянная распорка, позволяющая получить угол между мачтой и вантой не менее 13°, необходимый для обеспечения опорной реакции ванты при высокой мачте.
КРЕН — судна, наклон судна в поперечной плоскости (вокруг продольной оси).
КРУИЗЫ — перевозка пассажиров морем с целью отдыха и развлечений с возвращением в пункт отправления.
КУБРИК — судовое жилое помещение для всей команды судна или для ее части.
КУРС СУДНА — горизонтальный угол между северной частью меридиана и ДП судна по направлению его движения.
КУРС СУДНА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА — угол между направлением ветра и ДП судна. Измеряется дугой горизонта и выражается обычно в румбах (1/32 часть окружности). По величине этого угла курс получает наименования: левентик, бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (близкий к 180°).В зависимости от того, с какого борта дует ветер, курс может быть правого и левого галса. Направление ветра определяется той точкой горизонта, откуда он приходит к судну.
КУРСОВОЙ УГОЛ — горизонтальный угол между носовой частью ДП судна и направлением на какой-либо предмет (др. судно, маяк и т.п.). К. у. отсчитывается от О до 180° по правому и левому борту. Говорят, что предмет находится на траверзе судна, если К. у. составляет 90° прав, или лев. борта.

Л

ЛАВИРОВКА — продвижение парусного судна к цели, расположенной с наветренной стороны, в бейдевинд переменными галсами.
ЛАГ — навигационный прибор для измерения скорости и пройденного судном расстояния относительно воды или грунта. Первый называется относительным лагом, второй — абсолютным.
ЛАТА — тонкая плоская гибкая рейка из дерева или композиционного материала, вставляемая в латкарман, нашитый на парусе. Короткие Л. служат для удержания в нужном положении серповидной задней шкаторины паруса, а сквозные, простирающиеся по всей ширине паруса, -для придания ему жесткости и правильного аэродинамического профиля.
ЛЕВЕНТИК — положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут и не наполняются ветром.
ЛЕЕРНОЕ УСТРОЙСТВО — предупреждающее падение людей за борт ограждение верхней палубы при отсутствии фальшборта, люков, палубных надстроек судна. Состоит из металлических леерных стоек и тросов или прутьев — лееров, протянутых через отверстия в стойках.
ЛИКПАЗ — продольный желоб в рангоуте, обеспечивающий удобную постановку, быстрый спуск и надежное крепление шкаторины паруса или тента. Шкаторина должна быть снабжена ликтросом или цилиндрическими ползунками, прикрепляемыми к ней с определенным интервалом.
ЛИКТРОС — растительный или синтетический трос, который пришивают к кромкам парусов для повышения их прочности или для крепления к рангоуту.
ЛОТ — прибор для измерения глубины.
ЛЬЯЛО — углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.
ЛЮВЕРС — круглое отверстие в парусе, тенте, чехле и т. п., оплетенное тросом или обжатое металлическим кольцом, для продевания веревки, снастей; само металлическое кольцо.
ЛЮК — специально устроенное с крышкой отверстие в палубе судна для прохода людей (сходный Л.), освещения подпалубных помещений (световой Л.).

М

МАРКА такелажная — 1. Способ заделки концов троса для исключения их самораспускания и удобства выполнения различных такелажных работ. 2. Отметка на снасти, показывающая, до каких пор ее можно травить или выбирать. 3. Отметка на якорной цепи, позволяющая судить о том, сколько вытравлено смычек якорной цепи или сколько их осталось в воде за бортом.
МАТ — циновка или коврик, изготовленные из растительного или синтетического троса.
МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (МО) — судовое помещение или группа помещений, в которых установлены главные и вспомогательные энергетические установки.
МАЯК — навигационное сооружение с источником света, служащее для опознавания берега, обозначения места, опасного для мореплавания, а также для определения местонахождения судна при плавании в виду берега.
МЕЛКОВОДЬЕ — часть моря с малыми или относительно малыми глубинами.
МЕЛЬ — мелководный участок дна моря (озера, реки), отделенный от берега глубокой водой. Мель, начинающаяся непосредственно от берега, называется отмелью.
МЕРТВЫЙ ЯКОРЬ — металлическая или железобетонная отливка большой массы, служащая для удержания на месте с помощью якорной цепи или троса швартовных бочек, плавучих маяков, бакенов и пр.
МИЛЯ МОРСКАЯ — единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. Принята равной 1852 м.
МППСС-72 — см. правила предупреждения столкновения судов.

Н

НАБОР КОРПУСА СУДНА — совокупность поперечных и продольных балок, представляющая собой остов корпуса судна заданной формы и опору для присоединения к ним обшивки.
НАВЕТРЕННАЯ СТОРОНА — см. наветренный борт.
НАВЕТРЕННЫЙ БОРТ — борт судна в который дует ветер.
НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ — сигнально-отличительные огни, судовые огни, огни, которые согласно МПСС-72 должны нести в ночное время все суда. Н. о., которые несет судно на ходу, называют ходовыми. Ходовые огни должно нести любое судно, не стоящее на якоре (см. якорные огни) или у причала.
НАДВОДНЫЙ БОРТ — часть борта от ватерлинии до верхней водонепроницаемой палубы.
НАРУЖНАЯ ОБШИВКА — обшивка корпуса судна, наружная оболочка, образующая совместно с подкрепляющим ее набором и верхней палубой корпус судна. Обеспечивает его водонепроницаемость, и частично прочность.
НОК — внешний конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева, например Н. рея, бушприта, гика, гафеля.
НОС — судна, передняя оконечность судна, завершающаяся форштевнем.

О

ОБВОДЫ КОРПУСА — внешняя форма корпуса судна.
ОБШИВКА судна — водонепроницаемая оболочка корпуса судна, прикрепленная к набору и формирующая обводы корпуса.
ОВЕРШТАГ — см. поворот оверштаг.
ОГОН — петля на конце или на середине троса, образующаяся из самого троса путем пробивки его прядей. О. при швартовке судна надевается на тумбу или другое швартовное устройство.
ОСНАСТКА судна — 1. Система снастей на судне. Основная часть О. парусного судна составляет стоячий и бегучий такелаж. 2. Процесс крепления коренных концов снастей и пропуска их ходовых концов через шкивы блоков (проводка снастей).
ОСТОЙЧИВОСТЬ судна — Способность судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия.
ОТДАТЬ — снасть, свернуть снасть с кнехтов, утки, на которые она была навернута, или выпустить снасть, если ее держали в руках. Отдать швартовы — освободить швартовы с берега или с др. судна.
ОТМЕЛЬ — мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты. Глубина над ней постепенно увеличивается от берега к морю.
ОТСЕКИ — судна, пространства в корпусе, ограниченные по длине сплошными поперечными переборками, а по ширине бортами или сплошными продольными переборками.
ОТТЯЖКА — снасть такелажа. На парусных судах О. применяется для удержания под нужный углом и препятствующая поднятию подвижных элементов рангоута (см. напр., Гик).

П

«ПУЗО» ПАРУСА — выпуклость паруса, надутого ветром. Увеличивает подъемную силу (тягу) по сравнению с плоским парусом той же площади. Достигается соответствующим покроем паруса.
ПАЛУБА — горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна.
ПАРУС — движитель, предназначен для преобразования энергии ветра в работу полезной тяги судна. Представляет собой полотнище льняной, хлопчатобумажной или синтетической ткани.
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ — совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами.
ПЕРЕБОРКА — вертикальная (реже наклонная) стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на помещения (отсеки), а также наружная стенка надстройки и рубки.
ПЕРЕХОД СУДНА — любое фактическое перемещение судна (самостоятельно или на буксире) из одного порта в другой.
ПЕРО РУЛЯ — плоский в виде пластины или профилированный (обтекаемой формы) элемент рулевого устройства, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления судном. Располагается в корме и жестко соединяется с баллером руля.
ПИЛЛЕРС — вертикальная стойка поддерживающая палубное перекрытие судна. П. соединяются с балками набора при помощи книц.
ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА — вид судовых сигнальных средств, дающих в результате реакции горения световой, звуковой или дымовой эффекты. Служат в основном как сигналы бедствия.
ПИРС — двусторонний причал, расположенный внутри акватории порта, перпендикулярно или под углом к береговой линии. Служит для швартовки, стоянки и обслуживания судов.
ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ — поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра носом.
ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД — поворот судна, следующего под парусами, на новый галс, когда судно пересекает линию ветра кормой.
ПОВОРОТЛИВОСТЬ СУДНА — способность судна изменять направление движения. Наряду с устойчивостью на курсе П. с. характеризует одно из важнейших мореходных качеств-управляемость.
ПОДВЕТРЕННЫЙ БОРТ — борт противоположный тому, на который дует ветер.
ПОДВОЛОК — зашивка потолка жилых и служебных помещений судна, или нижняя сторона палубного перекрытия.
ПОЗЫВНЫЕ СИГНАЛЫ — морской радиосвязи, присваиваемые каждой радиостанции морской подвижной службы, по которым можно определить ее национальную принадлежность и установить название с помощью международных справочников.
ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ В МОРЕ (ППСС) — международные правила, регламентирующие для судов число, положение, дальность и сектор видимости огней и знаков, а также расположение и характеристики звукосигнальных устройств. Кроме того, ППСС предписывают соответствующие маневры во избежание столкновения и единые сигналы бедствия. Впервые ППСС приняты в 1889 как международное соглашение, последние — в 1972 и названы МППСС-72 (междунар. ППСС), вошли в силу с июля 1977.
ПРАВО ОСМОТРА СУДНА — основанное на ст. 22 Женевской конвенции об открытом море (1958) право военного корабля подвергать осмотру судно, встреченное в открытом море, если есть достаточные основания подозревать, что оно занимается пиратством, работорговлей или имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на судне поднят иностранный флаг, либо команда отказывается поднять флаг. Если подозрения окажутся ошибочными, военный корабль должен возместить судну ущерб, причиненный осмотром.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС — брус, устанавливаемый вдоль борта судна выше ватерлинии, служащий для предохранения его от смятия при касаниях во время швартовки судна к пирсу или др. судну.
ПРИВЕСТИ К ВЕТРУ — изменить курс парусного судна ближе (круче) к линии ветра. Судно приводится -самопроизвольно поворачивает носом к ветру.
ПРИСПУСКАНИЕ ФЛАГА — морской церемониал приветствия или отдания почестей путем медленного спуска флага на одну треть или половину длины флагштока и такого же медленного его подъема до места. Производится кормовым флагом.
ПРОГНОЗ МОРСКОЙ — гидрометеорологический, научно обоснованные предположения о будущем состоянии гидромет. явлений: температуре воды и воздуха, волнении, дрейфовых течениях, непериодического изменения уровня воды, льда и др., с учетом зависимости их от состояния атмосферы.
ПЯРТНЕРС — отверстие в палубе парусного судна, через которое проходит мачта.

Р

РАНГОУТ — совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на парусных судах для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприт и пр.), а на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств. Все стержневые элементы Р. независимо от их материала и назначения называются рангоутными деревами.
РЕЕК — 1. Рангоутное дерево, служащее для привязывания верхней шкаторины косого паруса и поднимаемое вместе с парусом по мачте с помощью фала, закладываемого за ракс-бугель. 2. Рангоутное дерево, растягивающее нижнюю шкаторину стакселя или кливера. 3. Любой тонкий и длинный деревянный брус круглого сечения, используемый на судне.
РЕЙ — 1. Горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге и служащее для привязывания к нему прямых парусов. 2. Р. сигнальный — Р., предназначенный для подъема на нем сигнальных флагов и фигур (шаров, конусов и т. п.).
РЕЙД — часть акватории порта, предназначенная для якорной стоянки судов, маневрирования или перегрузки грузов. По расположению различают: внешний Р. — часть акватории порта за пределами оградительных сооружений (используется для якорной стоянки судов в ожидании причала); входной Р. — часть внутренней акватории порта, примыкающая к входу в порт (для маневрирования судов при следовании в заданный район порта или при выходе из него); внутренний Р. — удаленная от входа часть внутренней акватории (для отстоя судов или перегрузочных операций на плаву).
РИФ — 1. Подводная или находящаяся чуть выше уровня моря скала на мелководье, образующаяся при разрушении скалистого дна и берегов или сложенная коралловым известняком. 2. Ряд продетых сквозь парус завязок (риф-сезней), при помощи которых можно рифить паруса.
РИФИТЬ ПАРУСА — уменьшать площадь парусов с помощью специальных снастей, устройств или приспособлений.
РУБКА — сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, не доходящее до бортов судна и имеющее двери, окна или другие специальные отверстия в наружных переборках.
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО — судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, штуртрос, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие через штуртрос передается на румпель. На нем возникает крутящий момент, который вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля.
РУЛЬ — средство управления судном, состоящее из пера руля и баллера, вокруг оси которого поворачивается Р.
РУМБ — единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света или угла между ними. Один Р. равен 1/32 части окружности видимого горизонта, т. е. 11,25°. 2. Направление на к.-л. объект, определяемое углом от сев. части истинного меридиана.
РУМПЕЛЬ — одно- или двуплечий рычаг либо сектор, жестко закрепленный в головной части баллера руля перпендикулярно к его оси. Р. передает на баллер крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную (на шлюпках, катерах и др. малотоннажных судах) и используемого для перекладки руля.
РУНДУК — закрытый ящик, встроенный в койку кубрика или каюты, для хранения личных вещей экипажа.

С

СВАЙКА — инструмент для такелажных работ. Применяют для раздвижения (пробивки) прядей троса.
СНАСТЬ — растительный, синтетический или стальной трос (или его часть), используемый на судне. Существует С. стоячего и бегучего такелажа. Отдать С. — свернуть с утки или кнехта, за которые она заведена; очистить С.-распутать, освободить; продернуть С. — пропустить через шкивы блока; разнести С. -разложить ее на палубе в удобном для работы положении; разобрать снасти — убрать каждую С. на свое место.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ — индивидуальное спасательное средство, предназначенное для поддержания человека на воде. Придает ему дополнительную плавучесть, обеспечивает всплытие упавшего в воду лицом вверх.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ — индивидуальное спасательное средство, предназначенное для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде. С. к. изготавливают замкнутого типа, с внутренним диаметром 400-500 мм, из пенопласта и пеноприта, затянутых в рубашку из парусины.
СПЛЕСЕНЬ — соединение 2 тросов одинаковой толщины или концов одного и того же троса при разрыве, изготовлении стропов, сеток, штормтрапов и т. д.
СТАКСЕЛЬ — косой треугольный парус, поднимаемый впереди мачты.
СТАПЕЛЬ — устройство для строящегося или ремонтируемого судна.
СТЕПС — деревянное или металлическое гнездо, закрепленное на киле или кильсоне, в которое вставляется мачта своим нижним концом-шпором.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ — такелаж (снасти), поддерживающий рангоут: спереди — штаги, с боков — ванты, с боков и сзади — фордуны и бакштаги, сзади — ахтерштаг.
СТРИНГЕР — продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса.

Т

ТАЛРЕП — приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов. Состоит из корпуса, в который ввинчивается 2 стальных прутка с резьбой, с рымами или скобами на свободных концах для крепления к снастям и опорам.
ТОМБУЙ — буек, привязываемый тонким тросом — буйрепом к тренду якоря для указания места его отдачи. Если якорь зацепится за подводное препятствие, он может быть освобожден с помощью буйрепа.
ТОПЕНАНТ — снасть бегучего такелажа, служащая для удержания под нужным углом и препятствующая опусканию ноков реев, гиков и выстрелов, а также грузовых стрел
ТОПОВЫЙ ОГОНЬ — судовой навигационный огонь белого цвета, расположенный в ДП судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° прямо по носу (до 22,5° позади траверза каждого борта).
ТОПСЕЛЬ — дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым парусом. Т. может иметь треугольную или четырехугольную форму.
ТРАВЕРЗ — направление, перпендикулярное курсу судна или диаметральной плоскости. По названию борта судна различают правый и левый Т.
ТРАВИТЬ — ослаблять снасть, например шкот, тали, швартов. Т. через кнехт, утку, — перепускать снасть осторожно, понемногу, задерживая. Т. якорную цепь — выпускать ее через якорный клюз за борт.
ТРАНЕЦ — плоский, поперечный срез кормы судна. Т. может быть вертикальным или наклонным.
ТРАП — судовая лестница.
ТРОС — общее наименование канатно-веревочных изделий из естественного (растительного) и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки.

У

УВАЛИТЬ ПОД ВЕТЕР — изменить курс парусного судна т. о., чтобы угол между ДП судна и направлением ветра увеличился. Судно уваливает — самопроизвольно поворачивает носом по ветру.
УЗЕЛ — единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости судна, проходящего 1 мор. милю в 1 час (0,514 м/с).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ — судна, мореходное качество, определяющее способность судна удерживать направление движения или изменять его в соответствии с перекладкой руля во время маневрирования.
УСТОЙЧИВОСТЬ НА КУРСЕ — способность судна сохранять прямолинейное движение по заданному направлению, не отклоняясь в сторону.
УТКА — двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на У. восьмерками и удерживается за счет сил трения.

Ф

ФАЛ — снасть, служащая для подъема и удержания отдельных деталей рангоута (например, реев, гафелей), парусов (грота, стакселя и др.), флагов ( в т. ч. сигнальных) и т. п. В зависимости от назначения получает дополнительное название, например стаксель-Ф., грота-Ф. , флаг-Ф. и пр.
ФАЛЬШБОРТ — стальной пояс, выполненный как продолжение борта, выше верхней палубы судна, Служит ограждением палубы, уменьшает поступление на нее забортной воды. Для удаления попавшей на палубу воды в Ф. делаются вырезы — шторм, порты.
ФАЛЬШКИЛЬ — 1. Доски, брусья или металлическая полоса, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт. 2. Тяжелая (до 60% водоизмещения судна) чугунная или свинцовая отливка обтекаемой формы, прикрепленная к килю парусной яхты и служащая для обеспечения остойчивости под парусами.
ФАРВАТЕР — безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди островов, мелей, банок и др. надводных и подводных препятствий.
ФЛОР — осн. поперечная днищевая балка, ниж. часть шпангоутной рамы, связывающая ее с килем.
ФОК — самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте парусного судна или косой треугольный парус, который ходит по штагу на одномачтовых судах. Слово «фок» или «фока» прибавляют к названиям рангоута, такелажа и парусов, принадлежащих фок-мачте.
ФОРДЕВИНД — 1. Курс судна совпадающий с направлением ветра. На судах, оснащенных косыми парусами, различают Ф. правого и левого галса — по названию борта, противоположного тому, на котором расположен грота-гик. 2. Тип поворота парусного судна, когда оно меняет галс и пересекает линию ветра кормой.
ФОРПИК — крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки.
ФОРШТАГ — см. штаг.
ФОРШТЕВЕНЬ — основной элемент носового набора корпуса судна, являющийся продолжением киля и соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов.

Ц

ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ — судна, геометрич. центр площади подводной части диаметральной плоскости судна, включая площадь пера руля, киля и др. выступающих частей.
ЦЕНТР ВЕЛИЧИНЫ — судна, точка приложения равнодействующей сил поддержания, действующих на судно.
ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ — судна, точка приложения аэродинам, сил давления ветра на надв. часть судна. Принимается в центре тяжести проекции надв. борта, надстроек, рубок, рангоута и пр. на ДП судна. Для парусных судов ЦП принимается в геометрич. ЦТ площади всех парусов, поставленных строго в ДП.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — судна, точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на судно.

Ш

ШВАРТОВ — трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала или у борта другого судна. Их различают по направлениям относительно судна: продольные Ш. и шпринги (носовые и кормовые) создают усилия, препятствующие перемещению судна вдоль причала, прижимные Ш.-в перпендикулярном направлении. Минимальное количество Ш., длина и диаметр каждого из них, а также разрывное усилие определяются правилами классификационных обществ.
ШВАРТОВКА — совокупность действий по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или другому судну.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОВОЕ — совокупность механизмов и приспособлений, предназначенных для удержания судна во время стоянки у причала, у борта др. судна или плав, сооружения. В состав Ш. у. с. входят швартовы, кнехты, швартовые клюзы, киповые планки, утки, швартовные лебедки, шпили и т.д.
ШИРСТРЕК — верхний утолщенный пояс наружной обшивки борта судна.
ШКАЛА БОФОРТА — система оценки силы ветра. Предложена англ, гидрографом Ф. Бофортом в 1806 г. Основывается на зрительном восприятии действия ветра на водную поверхность, дым, флаги, надстройки судна, на береговые сооружения. Оценка производится в баллах Бофорта.
ШКАТОРИНА — кромка паруса, подкрепляемая для прочности 2-3 слоями ткани, а в некоторых случаях- стальным, синтетическим или растительным ликтросом. У прямых парусов различают Ш. верхнюю, нижнюю и боковые; у косых парусов кроме верхней и нижней есть передняя и задняя Ш.
ШКВАЛ — резкое кратковременное усиление ветра, сопровождающееся изменением его направления. В большинстве случаев наблюдается при грозе.
ШКЕРТ — штерт, тонкий и короткий конец.
ШКОТ — снасть бегучего такелажа, с помощью которой нижние — шкотовые углы парусов растягиваются по рею или гику либо оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута. Каждый Ш. получает дополнит, наименование по названию паруса: стаксель-Ш., грота-Ш, и т. п.
ШЛАГ — один оборот троса вокруг баллера шпиля, кнехта и т. п. Ш. называется также петля троса, убранного в бухту.
ШЛЮЗ — гидротехническое сооружение предназначенное для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
ШЛЮЗОВАНИЕ — проход судна через шлюз для входа в канал, порт, или к.-л. искусственное сооружение.
ШПАНГОУТ — криволинейная поперечная балка набора корпуса судна, подкрепляющая наружную обшивку и обеспечивающая поперечную прочность и устойчивость бортов и днища.
ШПИГАТ — отверстие в палубе для удаления за борт воды, попавшей на нее при заливании судна волнами, атм. осадках, тушении пожаров, уборке палубы и т. п.
ШПИЛЬ — палубный механизм лебедочного типа с вертикальным валом (баллером) устанавливаемый в носовой части судна, предназначен для выбирания якорной цепи, плавного потравливания цепи при постановке судна на якорь.
ШПОР — нижний конец любого вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги), а также внутренний (прочно закрепленный на судне) конец бушприта.
ШТАГ — снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП судна и удерживающая мачту спереди, а бушприт -снизу. Различают ахтер-Ш., бизань-Ш., ватер-Ш., фор-Ш., Ш.-карнак и т. п.
ШТЕВНИ — общее название форштевня и ахтерштевня.
ШТИЛЬ — безветрие или очень слабый ветер (0 баллов по шкале Бофорта). Характеризуется полным отсутствием волн на море.
ШТОРМ — комплексное явление, представляющее сочетание штормового ветра скоростью свыше 20 м/с и вызванного им сильного волнения моря.
ШТУРВАЛ — орган управления движением судна по курсу, представляющий собой колесо с рукоятками, соединенное приводами различных конструкций с рулем. Вращение Ш. вызывает поворот пера руля (перекладку) на соответствующий угол, чем достигается поворот судна.
ШТУРТРОС — стальной канат (или цепь), служащий для передачи усилия от штурвала или рулевой машины на румпель и через него к перу руля.

Э

ЭКИПАЖ СУДНА — совокупность специалистов, обслуживающих судно под руководством капитана и внесенных в список экипажа.

Ю

ЮТ — кормовая часть палубы судна от кормы до последней мачты.

Я

ЯКОРНАЯ СТОЯНКА — остановка судна в море, на открытом или закрытом рейде порта с отдачей одного или 2 якорей.
ЯКОРНАЯ ЦЕПЬ — якорный канат, цепь для соединения судна с якорем. Служит для подъема и опускания якоря.
ЯКОРНЫЕ ОГНИ — огни, которые выставляет судно, стоящее на якоре: в носовой части — белый круговой огонь. Суда длиной менее 50 м выставляют на наиболее видном месте один белый круговой огонь, видимостью 2 мили.
ЯКОРНЫЙ ШАР — дневной сигнальный знак, показывающий, что судно стоит на якоре. Имеет диаметр не менее 61 см (2 фута), окрашен в черный цвет и поднимается в носовой части судна.
ЯКОРЬ — специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, предназначенная для удержания судна на стоянке в море за счет взаимодействия с грунтом и связанная с судном посредством якорной цепи.
ЯХТА — парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для прогулок, туризма и спорта.
Поделиться этой страницей:
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Оценить:

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Золотая серия книг для яхтсменов!
Заказать звонок!

Мы работаем с 07:00 до 19:00 по МСК.
Отправьте смс на +7-923-777-56-11 с текстом: "Позвоните мне" и мы вам срочно перезвоним.
Или оставьте свои контакты, и мы Вам перезвоним позже: